10.03.2017
Банк берет на себя часть клиентских рисков

Борьба с мошенничеством в финансовой отрасли – задача глобальная и неотъемлемая. Успешность ее реализации во многом зависит от ключевых игроков финансового рынка. О том, как эта задача решается в одном из крупнейших российских банков, «Популярно о безопасности» узнала у директора дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка Алексея Голенищева.

Борьба с мошенничеством в финансовой отрасли – задача глобальная и неотъемлемая. Успешность ее реализации во многом зависит от ключевых игроков финансового рынка. О том, как эта задача решается в одном из крупнейших российских банков, «Популярно о безопасности» узнала у директора дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка Алексея Голенищева.

Дирекция мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка является технологическим подразделением, которое обеспечивает мониторинг операций по пластиковым картам, электронного бизнеса и т.п. Основная задача подразделения – выявление в режиме реального времени рисковых операций, по которым есть подозрение в криминальных действиях (мошенничество, кража и т.п.), предотвращение данных операций в онлайн-режиме и, в конечном счете, финансовых потерь клиентов.

Деятельность подразделения охватывает операции по картам клиентов банка, торговых интернет-предприятий при приеме ими пластиковых карт для оплаты товаров и услуг (онлайн-платежи Аэрофлота, S7, Яндекс и т.п.); Альфа- Банк является одним из лидеров в данном направлении бизнеса. Кроме того, дирекция осуществляет мониторинг системы ДБО – интернет-банк и мобильный банк для физических лиц и для компаний. Не так давно к мониторингу подключили и другие операции, попадающие в электронную среду – кассовые операции, операции с депозитами и др.

Специфика российского финансового рынка такова, что многие банки стремятся переложить убытки от мошеннических операций на клиентов. Альфа-Банк в этом смысле исключение: по словам Алексея Голенищева, банк старается не только всеми возможными средствами защитить клиента, но и взять на себя часть рисков. Так, если банк в результате расследования убедится, что клиент не виноват, то деньги по мошенничествам с пластиковыми картами клиентам возвращаются, причем как физическим лицам, так и юридическим.

Мониторинг электронного бизнеса в Альфа-Банке сегодня является по сути полноценным банковским продуктом, поскольку если банк не умеет сохранять заработанные средства, то его финансовые показатели будут менее значимыми.

Алексей Голенищев является единственным российским членом MasterCard Europe Fraud Advisory Committee, в которую входят представители 15 европейских банков и процессинговых компаний. На обсуждение комиссии выносятся новые продукты Master Card, новые технологии и актуальные задачи повышения безопасности платежей еще до старта их реализации. Обсуждаются и мировые тренды в сфере мошенничества с электронными платежами.

Один из последних трендов – очень популярное на западе мошенничество с операциями на мелкие суммы. Мошенники атакуют сервера сотен мелких интернет-магазинов, которые, как правило, слабо защищены, получают доступ к ним и, используя часть известных им данных банковских карт, формируют через данные сайты запросы на мелкие авторизационные суммы, подбирая полный номер карт, срок их действия, код безопасности и т.п. Тысячи операций разбрасываются по сети, валидируют номера карт и используют их в других магазинах на более крупные суммы.

«В начале этого года в России появилась ассоциация «ФинТех», одним из учредителей которой стал наш банк. Одной из основных задач организации является развитие технологической платформы российской финансовой отрасли, здесь можно в будущем обсуждать единое развитие технологии блокчейна, облачных технологий и др. Я оцениваю эту инициативу отрасли как, безусловно, положительную и перспективную», - отметил эксперт.

Полная версия интервью